Наш адрес: г. Алматы,
Шевченко 206А,
уг. ул. Розыбакиева
Смотрите схему проезда
Наши телефоны:
+7 (727) 2 683 483
Олег: +7 (701) 341 56 69
Евгения: +7 (707) 311 41 61
E-mail:
www.havana.kz

Мы на FacebookМы на ВКонтактеМы на YouTube


О музыке Астора Пьяццолы

Рубрики:

Он оказал танго поистине неоценимые услуги, возможно, именно он гарантировал «выживание» танго. Астор Пьяццола – огромная скала в истории музыки танго. Составляющие танго, его эмоциональность, ритм, его стилевые возможности, тональности он применил везде, где это было возможно. Симфоническая музыка, камерная музыка, музыка кино, балет, соло – от контрабаса до гитары- Астор Пьяццола снова и снова экспериментировал в своих conjuntos.

"El Gato" или длинная тень

Обратившись к современному танго, понимаешь, сколь «длинна тень» Пьяццолы даже сейчас, через 12 лет после его смерти. Несмотря на ряд римейков старых вещей, электро- танго, интерпретации Пуглиезе, музыку некоторых убежденных индивидуалистов в танго, большинство музыкантов и коллективов понимают под «новым танго» именно музыку Пьяццолы. И ничего кроме. При этом из огромного количества произведений обычно выбирают классического, «канонизированного» Пьяццолу последних лет.

Тем интереснее понять, что же это – феномен Пьяццолы. Биография может много раскрыть в понимании творчества, но именно этот аспект до настоящего времени остается без внимания в Германии. Я имею ввиду книгу "Le Grand Tango. The Life and Music of Astor Piazzola" (Большое танго. Жизнь и музыка Астора Пьяццолы) Oxford University Press, 2000, Марии Сюзанны Ацци и ныне покойного Саймона Кольера, профессора университета Вандербильта. Оба автора выбрали иной путь нежели Наталио Горин в совей биографии Астора Пьяццолы ("Astor Piazzola: A Memoir"), построенной в основном на интервью с самим Пьяццолой. За "Le Grand Tango" стоят 4 года исследовательского труда и более 200 интервью с музыкантами, друзьями и современниками Пьяццолы. Пока эти 350 страниц интереснейшего материала не заинтересовали ни одно немецкое издательство. Книга у нас не издавалась и не была переведена на немецкий язык. И хотя части, посвященные собственно музыке, не вполне соответствуют тому, что обещает название ("Le Grand Tango"), такое отношение издателей достойно сожаления. Авторы достаточно полно описывают музыкальные влияния, оказавшие решающее воздействие на Пьяццолу – композитора во время его обучения в Париже.

Потому что в его музыке захватывающим является именно то, что Пьяццола соединяет в своей музыке три линии, которые на первый взгляд не могут быть соединены. Это и талантливый молодой аккордеонист начала 40-х годов прошлого века, играющий в одной из известнейших уличных групп Парижа на и ставший затем руководителем собственного танго- оркестра. Это и композитор – классик, получивший блестящее образование, приехавший с полным чемоданом произведений на обучение к Наде Буланже, больше не желающий иметь ничего общего с танго. Это и смелый импровизатор и экспериментатор, ищущий всю свою жизнь связи с джазом и его представителями. Кажущаяся несовместимость этих трех линий и решения, найденные им для этого, и объясняют многогранность его произведений. Отрицательным аспектом является при этом отсутствие целостности. Ведь нигде не написано, что «Квинтет нового танго» обязательно должен играть фуги.

Корни танго

Корни танго Астора Панталеона Пьяццолы (1921 -1992) лежат в семье. Его отец, Винсенте Пьяццола, играл на гитаре и аккордеоне и имел целую коллекцию пластинок с записями де Каро и Гарделя. Юный Астор получил свою первую гармонику когда ему было 8 лет. Именно в это время, в 1929\ 1930 году его семья переехала из Нью –Йорка на несколько месяцев в Мар дель Плату. Там Астор начал брать свои первые уроки игры на гармонике, сначала у братьев Паулони, а затем у Терига Туччи, гармониста, аранжировщика и руководителя группы. Затем, уже в Нью – Йорке, отец отправил Астора в "harmonica academy", где преподавали игру на щипковых инструментах, а также на губной гармонике, обычной гармонике, аккордеоне. Уже в этом возрасте Пьяццола время от времени выступает, легендарным стало его участие в пьесе Гарделя "El dia que me quieras" в роли молодого продавца газет.

В 1937 году семья окончательно переезжает из Нью- Йорка, Манхеттен, Нижний Ист Сайд в Мар дель Плату. Пьяццоле 16 лет и здесь он первый раз слышит музыку "Guardia Nueva" («Новая Гвардия») – записи музыкантов, заинтересованных в развитии и утонченности своей музыки, прежде всего это группы де Каро и Вардаро. Эта музыка оказала влияние на всю его дальнейшую жизнь. В 1938 году Пьяццола приезжает в Буэнос Айрес и уже через год начинает работать в известном оркестре Анибала Тройло. В этом оркестре Пьяццола играл до 1944 года, а затем до 1946 года руководил аккомпанемент- оркестром певца Фиорентино. В 1946 году Пьяццола создает свой оркестр, который существовал до 1949 года. Кто в конце 40-ых годов не слышал концертов либо записей оркестра 26 –летнего Пьяццолы – тот просто глухой или же не желал этого слышать. Оркестр представлял расширенную партию гармоники, использовал совершенно новые тональности, элементы музыки кино и имел богатейший набор солистов. И над всем этом превалировала как яркий луч света великолепная гармоника Пьяццолы. Если обратиться к составу исполнителей, мы видим, что в оркестре играли практически одни только звезды музыкальной техники. Однако все кончилось в 1949 году. Пьяццола повесил гармонику на гвоздь. Он не хочет ничего больше знать о танго.

Пьяццола – классик

Такой переворот можно понять, только если осознавать, что с самого начала Пьяццола жил «двойной жизнью» в музыке. «Правильная», классическая музыка шла в жизни Пьяццолы с самого начала параллельно танго. Еще будучи ребенком Пьяццола берет уроки музыки у Андреса д'Аквилы. Позже он занимается у Бэлы Вильда, пианистки и ученицы Рахманинова, живущей по- соседству. Вернувшись в Мар дель Плата, он продолжает свои уроки на фортепиано. Работая с Тройло, Пьяццола играл иногда до 4 часов ночи и при этом утром шел на репетиции в филармоническом оркестре Teatro Colon. Когда в 1940 году в Буэнос Айресе был Артур Рубинштейн, молодой музыкант встретился с мастером и представил ему ряд своих композиций.

Рубинштейн сразу распознал талант, но из-за недостаточного композиторского образования и ошибок в абзацах переадресовал Пьяццолу к Альберто Гинастера. И здесь можно лишь благодарить провидение, так как Альберто Гинастера не был приверженцем Венской школы и техники рядности. Он обратил внимание своего ученика на произведения Стравинского и Бартока. Завершили «классическое» музыкальное образование Пьяццолы уроки фортепиано у Рауля Спивака.

Первый опыт творчества Пьяццолы как композитора – "Suite para Cuerdos y Arpas" (1943). Затем последовал ряд танго «нового типа», таких как "Triunfal" и "Preparense", и небольших музыкальных отрывков к фильмам. Однако только после роспуска своего оркестра в 1949 году у Пьяццолы появилось время писать собственную музыку. И здесь пришел успех. Его "Rapsodia portnena" получает премию "Empire Tractor" в 1953 году, написанная в 1951 году и впервые представленная в 1953 году "Sinfornia Buenos Aires" получила премию Фабиана Севицкого. Его "Sinfonietta" принесла ему премию музыкальных критиков Буэнос Айреса. Благодаря этим симфоническим произведениям Пьяццола смог получить специальную стипендию французского правительства и в 1954 году начал свое обучение у Нади Буланже в Париже. Результат всем известен.

Оглядываясь на «новое танго» Пьяццолы, мы видим, как произошел этот синтез, казалось бы, несовместимых вещей или музыкальных традиций. Этот сплав, давший в результате нечто новое, иногда склонялся больше к классической музыке, иногда – к танго. И мог вобрать в себя и другие влияния.

И джаз

Известны записи Пьяццолы с Джерри Муллиганом, а позднее – с Гэрри Бэртоном. Известна и высокая оценка его музыки великими мира джаза. Интерес к этой музыке оставался у Пьяццолы на протяжении всей его жизни. В остальном влияние джаза на музыку Пьяццолы всегда оставалось в определенных границах. И этому есть свои музыкальные причины.

Во-первых, это импровизация, как неотъемлемая часть джаза. Она чужда классической музыке, а также традиционному танго, существующему благодаря обработкам танго-песен: музыкальная идея определяет аранжировки. Сам Пьяццола оценивал долю импровизации в своей музыке в 10 процентов. Что-либо иное вряд ли возможно для композитора – классика, привыкшего фиксировать свои настроения в нотах. Ни классика, ни танго не знают «синих нот» ("blue notes"), столь важных в традиционном джазе и блюзе.

Еще больше различия в ритме. Джаз основал на постоянном ритме, на слегка задающем ритм «драйве» ударной группы и солиста, которые достаточно часто импровизируют вне ритма. Танго не знает такого подхода. Танго использует нечто иное: синкопы и каньенго, и то, и другое в четкой ритмической форме.

Остается форма. Здесь классическая музыка за всю долгую историю своего существования создала целый арсенал разнообразнейших моделей и концепций, которые, однако, по-разному используются композиторами. В отличие от этого, танго основано на танго- песнях, преимущественно на простых песенных формах. Инструментальный джаз же широко использует возможности хора, последовательности, длинные гармонические последовательности, которые также дают почву для импровизации. Наиболее явно влияние джаза на музыку Пьяццолы проявляется в партии гармоники, в типе игры, тип интерпретации. Это слышно прежде всего в его собственных записях. В их звучании проявляется эмоциональная прямолинейность, жизненная сила и даже некоторая агрессия джазового исполнения.

Перспектива

Если посмотреть на современную музыку танго с точки зрения наследия Астора Пьяццолы, мы получим достаточно разрозненную картину. Некоторые музыканты, например, Пабло Циглер, основываются в своем творчестве непосредственно на наследии Пьяццолы и пытаются продолжить развитие его музыки. Другие музыканты, например, Медерос, Мосалини, Луис ди Маттео, Дино Салуцци достаточно давно пытаются пойти собственным путем, частично используя композиции, но ограничивая влияние.

Вне пределов танго множество музыкантов, получивших классическое образование, сталкиваются с Пьяццолой в виде записей или играя в концертах. Для них его произведения – претенциозная классическая музыка из Южной Америки, с влиянием танго и очень эмоциональная, что делает ее столь яркой и запоминающейся. К сожалению, ни один из интерпретаторов Пьяццолы в этой области ни разу не слышал настоящего tango rioplatense – тогда изменились бы и их исполнения.

Представители экспериментальных направлений, а также молодые представители рок- музыки, использующие тональности танго, не могут иметь ничего общего с музыкой Пьяццолы. В большинстве своем они заинтересованы только в представлении собственных музыкальных произведений, а не в интерпретации чужих. Для них интерес представляют элементы танго, возможности конфигурации и адаптации, то новое, что возникает в результате, а не готовые произведения. Как будет звучат новое танго после Пьяццолы?

Юрген Билер

Источник: tangostudio.ru



»»»  Обсудить статью на форуме


Вернуться в текущую рубрику

Показано c 1 по 13, всего 13 Отображать: 5, 10, 30, 100, все.
Ночи милонгеро
15/09/08    Ночи милонгеро

Под таким красивым названием в шестой раз прошел в Москве Международный фестиваль аргентинского танго.

Московский Международный Фестиваль Аргентинского танго «Milongero Nights 2008»
15/09/08    Московский Международный Фестиваль Аргентинского танго «Milongero Nights 2008»

С 20 по 25 августа в Москве состоялся 6-ой Московский Международный Фестиваль Аргентинского танго «Milongero Nights 2008», где мы - ваши Олег и Женя - а так же пара наших любимых учеников Сергей и Марина Новоточины приняли активное участие.

Мастерство в эмоциях
05/04/08    Мастерство в эмоциях

В этой небольшой статье проводятся параллели между физическими аспектами танца и их эмоциональным наполнением.

Может быть не всё, но самое интересное о стилях танго
25/01/08    Может быть не всё, но самое интересное о стилях танго

Одни танцоры просто говорят, кто-то танцует танго, другие же считают целесообразным уточнять в каком стиле. Очень трудно дать описание разных стилей с которым согласятся все. Даже сами названия часто бывают предметом для споров. В лучшем случае это лишь приблизительная характеристика некоторых наиболее известных. Есть и другие. Однако следует помнить, что уважительное отношение к другим танцорам на паркете и соблюдение линии танца, требуется при танцевании в любом стиле.

Словарь танго-терминов
23/01/08    Словарь танго-терминов

Термины, используемые в танго, весьма условные, у каждого свои. В этой статье мы приводим основные общеупотребляемые термины с оговоркой на различные варианты их использования.

Этикет
23/01/08    Этикет

Как вести себя на милонге...

Корни танго - танца и музыки
22/01/08    Корни танго - танца и музыки

Откуда пришло танго? О происхождении танца, музыки и самого слова «танго» спорят самые фантастические теории, простирающиеся вплоть до страны восходящего солнца.

Освальдо Фреседо и его "Оркестра Типика"
21/01/08    Освальдо Фреседо и его "Оркестра Типика"

Освальдо Фреседо — это была жизнь с танго и для танго. Освальдо Фреседо никогда не был консерватором или традиционалистом, он был более всего музыкантом, имеющим свое собственное четкое представление о том, как должно звучать танго.

Карлос Гавито
21/01/08    Карлос Гавито

От автора: «Поэт в танце, Карлос Гавито считается одним из последних великих танцоров конца «Золотого века» танго. Он родился в таком известном предместье Буэнос-Айреса, как Avellaneda. В 17 лет Гавито избрал карьеру танцовщика. Учился классическому танцу, фламенко, джазу, аргентинскому народному танцу. В возрасте 22 лет, он посвятил себя исключительно танго.

Философия танца Эрика Йериссена
21/01/08    Философия танца Эрика Йериссена

Стиль танца, который я преподаю, называется «танго салон». Для меня это означает: танец, возникающих благодаря ведению и следованию, с уважением к пространству, которое имеется в распоряжении танцоров. Интерпретировать это можно довольно свободно.

Разговор на заданную тему
19/01/08    Разговор на заданную тему

Аргентинское танго — это не просто музыкальная форма. Это способ выражения внутреннего состояния танцора. Он передает свои ощущения при помощи особого языка: фигур и шагов танго, используя их в разных сочетаниях.

Памятка новичку
19/01/08    Памятка новичку

Аргентинское танго, как и любой другой танец, является интерпретацией музыки посредством языка тела. Поэтому для того, чтобы почувствовать всю красоту и великолепие танго, надо слушать его музыку.

Описание стилей танго
19/01/08    Описание стилей танго

Подразделение танго на стили условно. История танго не имеет письменных источников, и об эволюции танца, возникновении и исчезновении тех или иных стилей мы можем судить лишь по рассказам старых милонгеро.

Показано c 1 по 13, всего 13 Отображать: 5, 10, 30, 100, все.
На главную страницу
Карта сайта
Контактная информация